Совята

Совята

Педагогическая копилка

Конструирование урока русского языка на основе  технологии мини-проекта.
Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач учителя начальной школы - научить ребенка успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Как этого можно достигнуть?
С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов. 
Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
  • Развитие интереса к предмету;
  • Приобретение исследовательского опыта;
  • Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • Получение дополнительных знаний по теме;
  • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
2.Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
3.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты.
Но иногда, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании», т.е. на одном уроке.
Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.
Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.
  1. Мотивационный.
  2. Планирующий.
  3. Информационно-операционный.
  4. Рефлексивно-оценочный.
Мини – проекты могут быть как персональными, так и групповыми.
Преимущества персональных проектов:
  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у учащегося формируется чувство ответственности,
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.
Преимущества групповых проектов:
  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.
Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными.
  • ролевое
  • эстафетное
  • диалогическое
  • конвейерное
  • через пары сменного состава
Структуру деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов вы видите на слайде.
Формы продуктов проектной деятельности 
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Модель, коллекция
  • Игра, поход, экскурсия
  • Постановка, мини-театр
Виды презентаций проектов.
  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта
  • Инсценировка-диалог литературных героев
  • Игра с классом
  • Доклад
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Спектакль
  • Соревнование
Как же оцениваются мини-проекты?
Критерии оценивания мини – проекта в начальных классах должны быть просты. 
  • Выполнение принятых этапов, законченность
  • Качество изделия, его оригинальность
  • Полнота раскрытия темы проекта
При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:
1. Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.
2. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов? 
  • создаёт ситуацию успеха;
  • ориентирует на быстрый практический результат;
  • учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
  • быстро ориентироваться в ситуации;
  • строить новые отношения в сотрудничестве;
  • проявить свои организаторские способности.
  • Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
  • осуществляется преемственность.
В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:
  • Поисковые (исследовательские).
  • Работа в сотрудничестве.
  • Коллективного планирования.
  • Менеджерские навыки.
  • Коммуникативные.
  • Презентационные.
Практическая часть –демонстрация мини –проекта.

1 комментарий:

  1. Спасибо за полезный материал! Работа в мини-проектах очень нравится детям, а главное они чувствуют себя успешными в деятельности!

    ОтветитьУдалить